MSK+5
USD 53.3
EUR 55.9
Выбор языка:RU

Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова

Вся история Бурятии - уникальные фондовые собрания в количестве более 100 тысяч предметов - в Музее истории имени М.Н. Хангалова.

Здесь хранится мирового значения «Атлас тибетской медицины», буддийские культовые предметы, деревянные скульптуры. А еще предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов и камней мастеров-ювелиров, редкие книги на тибетском и старомонгольском языках и многое, многое другое, что представляет гордость республики.

Уникальность фондовых собраний - буддийская коллекция. Это культовые предметы, попавшие в фонды в 30-е годы из закрывшихся дацанов. Скульптуры зарубежного буддийского Востока, Бурятии из бронзы, дерева, папье-маше, камня и глины, ритуальные предметы, маски и костюмы мистерии Цам, храмовые музыкальные инструменты, одеяния буддийских священнослужителей. Наиболее ценный по уникальности и музейной значимости среди коллекций музея - «Атлас тибетской медицины». Это комплект из 76 таблиц, выполненных в традиции станковой тибетской живописи, иллюстрирующий средневековый медицинский трактат «Вай-дурья-онбо». Редкостный по своей полноте комплекс светских сюжетов, выполненных в реалистической манере, уровень художественного мастерства, достигнутый его творцами, позволяет характеризовать «Атлас» как выдающийся памятник изобразительного искусства и разносторонний источник для изучения средневековой культуры буддийского мира.

На особом учете предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов и камней: серебряные женские украшения, работы известных и неизвестных мастеров-ювелиров XIX-XX веков, серебряные монеты XVIII-XX вв., государственные награды России и СССР.

Гордость фондовых коллекций музея - фонд редких книг, в составе которого буддийская литература на тибетском и старописьменном монгольском языках. Наиболее ценными в этой коллекции являются 2 больших свода - Ганджур и Данджур, составляющие тибетский буддийский канон. Ганджур, написанный серебром, состоит из 111 томов. Данджур, тибетское издание, - из 224 томов. Коллекция православной литературы насчитывает более 400 единиц хранения, в составе которой наиболее ранней и уникальной является «Острожская библия» Ивана Федорова (1580 - 1581гг.)

Экспозиция выставки «Хронограф Бурятии» открывает посетителю дореволюционное прошлое нашего края начиная с XVII века - времени вхождения Бурятии в состав Русского государства - до образования Бурят-Монгольской АССР в 1923 году. Представленные в экспозиции исторические хроники расскажут о том, как жили и кочевали по бескрайним просторам забайкальских степей (хоринцы и роды собственно монгольского происхождения), вели скотоводческое хозяйство в Предбайкалье, проживая в долинах рек Ангары и Верхней Лены (булагаты, эхириты, хонгодоры, роды ойратского происхождения).

Следующий раздел экспозиции посвящен истории освоения Забайкалья казаками-первопроходцами. Посетители смогут воочию убедиться в том, что «ружье победило лук», увидев вооружение бурятского воина XVII века и служилого человека той же эпохи. Однако Сибирь покорялась не только оружием. Вслед за царской властью сюда пришли представители православного духовенства. Макет Посольского монастыря, экспонируемый на выставке, позволит узнать о деятельности православных миссионеров, которые стали носителями и распространителями ценностей духовной культуры России среди коренного населения Бурятии. Продвигались вглубь территории Забайкалья казаки Старообрядцы, переселившиеся в Забайкалье в XVIII веке и оставившие яркий след в истории нашего края. Представленные на выставке богослужебные книги, иконы, одежда, предметы быта, дореволюционные фотографии рассказывают об их жизни, нравах, вероисповедании.

Общественно-политические, экономические события конца XIX - начала XX столетий, всколыхнувшие всю Россию, коротко отражены в материалах заключительных разделов выставки. Посетитель музея может за один день прикоснуться к таким разным пластам и вехам истории и культуры нашего края, богатейшим коллекциям музея. В фондах музея выделен фотодокументальный фонд, состоящий из фотоматериалов и письменных источников, достоверно и документально показывающих дореволюционный и советский период развития общества, а также фотографий и документов личного происхождения, афиш, плакатов, газет и карт. Этнографическая коллекция и предметы декоративно-прикладного искусства сформировались со времени образования музея и отражают важную для истории часть культуры народов, населяющих Предбайкалье и Забайкалье с XVIII века по настоящее время.

Чтобы проследить вехи развития и становления нашей столицы, важно заглянуть в Музей истории города Улан-Удэ (находится в доме купца И.Н. Голдобина). Музей представляет собой историко-культурный ретроспективный показ основных этапов становления нашего города – от острога до столицы. По генеральным планам застроек можно ознакомиться с историей градостроительства, с творчеством архитекторов Л.К. Минерта и А.Р. Вампилова – авторов проектов проспекта Победы, аэропорта, реконструкции площади Советов и многих других объектов, которые сохранились в нашем городе. Экспозиция музея повествует об известных и малоизвестных жителях города и их занятиях, о том, как жили купцы, горожане среднего достатка, мещане. Проходя мимо витрин, нельзя не задержать свой взгляд на поседевших и пожелтевших от времени квитанциях, счетах, векселях, кредитных билетах, которые наглядно свидетельствуют о том, что наш город являлся торгово-распределительным центром всей Восточной Сибири. О том, чем торговали на ярмарках в Верхнеудинске, можно узнать на выставке, воссозданной по воспоминаниям врача Михаила Танского. Отдельные предметы с этикетажем воссоздают атмосферу тех лет. Двери Музея истории города Улан-Удэ всегда открыты для гостей и жителей столицы Республики Бурятия. Здесь рады каждому посетителю.

Иван Флегонтович Голдобин был одним из самых богатых купцов Верхнеудинска и Забайкальского края, почетным потомственным гражданином Верхнеудинска. Родом он был из Приуралья, первоначально проживал в г. Иркутске, имел там винокуренный завод в с. Манзурке под названием «Николаевский», многие его жители находили заработок на голдобинских предприятиях.

Успехи в торговле и предпринимательстве позволяли Голдобину заниматься благотворительностью и меценатством, он многожертвовал на нужды города, построил и содержал приют (богадельню) для призренных безродных, неимущих, престарелых, слепых и увечных граждан обоего пола, приют для арестантских детей.21 июня 1891 в город Верхнеудинск приезжал Цесаревич Николай. И казачий караул, и город приветствовал, возле арки с хлебом-солью встречали Цесаревича. А затем Цесаревич должен был проехать по улице Большой до Одигитриевского собора, где был отслужен молебен. Остановился он в доме купца Голдобина. Решение, в каком доме будет останавливаться Цесаревич, принимала Верхнеудинская городская управа. Выбирали дом и внешне, и чистый внутренне, и семья небольшая купца Голдобина Ивана Флегонтовича. Купец первой гильдии, он владел этим домом с 1889 года. Голдобин был попечителем детских тогда приютов, сиротских домов. Занимался благотворительностью. Культурнейший человек своего времени, иркутский купец. Он купил здесь дом и жил с семьей в этом доме.Голдобин через год после визита Цесаревича, в 1892 году скончался и похоронен в Иркутске. Его жена Елизавета Ивановна жила в городе, этот дом по наследству перешел к ней, и она жила в этом доме и в годы советской власти.

После национализации ее пытались выселить из дома, но в 1923 году в городе был Михаил Иванович Калинин, и она обратилась с просьбой к нему, что «мы с мужем носили большие деньги и содержали арестантский приют для детей, занимались благотворительностью, помогали училищам и т. д.». Калинин оставил резолюцию на ее заявление: «не трогайте ее». Она жила в этом доме до конца своих дней, умерла в этом доме, похоронена на городском кладбище.

Как добраться: 
Трамвай: любой маршрут, остановка "Советская"
маршрутные такси: №40, 56, остановка "Советская"

Часы работы: вт-вс 10:00–18:00
© 2019. Единый туристический портал города Улан-Удэ. Все права защищены
Выбор языка: RU